ИЗ ИСТОРИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОМ

 

 

Присоединение Нижнего Поволжья к русским землям и образование города Астрахани имело большое значение, ибо “кроме славы и блеска, Россия, примкнув свои впадения к морю Каспийскому, открыла для себя новые источники богатства и сипы, ее торговля и политическое влияние распространились…”  

В середине XVI века, к моменту возникновения новой Астрахани, (1558), в России сложилась система воеводского управления. Астраханские воеводы исполняли административные, военные и судебные функции. Они имели особые права: набирали служивых людей, наделяли их поместьями, вели дипломатические переговоры с соседними государствами.

Обширная сфера компетенции воеводы требовала строгого подхода к личности человека, которому вверялось управление одним из крупнейших городов государства. И не случайно в историю Астраханского края вошли фамилии знатнейших родов России - Оболенских, Голицыных, Одоевских...

Первым воеводой в Астрахань был назначен Иван Черемисиновкоторый вошел в историю не только как первый представитель русской государственности в Нижнем Поволжье, но и как основатель нашего города.

Дальнейшее обустройство городской черты и строительство Белого города связано с именами астраханских воевод И.И. Салтыкова и Г.В. Хистока. Воевода С. Прозоровский приложил немало усилий при строительстве Персидского, Армянского, Индийского, Русского гостиных дворов, что способствовало развитию торговли и превратило Астрахань в крупнейший торговый центр России, приносивший государственной казне ежегодно 12 тысяч рублей.

Возникновение городов "астраханской округи" - Черного Яра, Красного Яра, Гурьева, Терков - заслуга воевод А.Н. Трубецкого, Я.Н.Одоевского, П.С. Оболенского.

В петровскую эпоху начинаются преобразования всей общественно-политической структуры государства.

В 1724 г. в Астрахани создается Городской Магистрат, который объединил судебные, административно-полицейские и налоговые функции. В Городской Магистрат избирались “первостатейнейшие люди”, которые в дальнейшем утверждались Главным магистратом. Во главе магистрата стоял Президент и бургомистры.

В 1785 г. в царствование Екатерины II была издана "Грамота на права и выгоды городов Российской Империи", в которой подчеркивалось, что города основаны “не только для блага живущих в них, но и для блага общественного”. Грамота определяла порядок избрания Общей городской Думы как распорядительного органа местного самоуправления и Шестигласной Думы - исполнительного органа городского управления. 0бщее городское собрание, состоявшее из представителей купечества и дворянства, избирало Городского голову.

Астраханская Шестигласная Дума была образована в 1788 г. Она ведала вопросами транспорта, торговли и промыслов, благоустройства города.

На протяжении XIX века российские законодатели неоднократно обращались к вопросу местного самоуправления, которое подвергалось многочисленным структурным изменениям.

В 1892 г. вышло новое положение об общественном управлении, которое разделило городские органы самоуправления на Городскую Думу и Городскую Управу (исполнительный орган), которые возглавил Городской голова.

Городской Голова избирался на 4-х летний срок из представителей купечества и дворянства. Среди руководителей нашего города мы встречаем фамилии известнейших купцов и меценатов.

В числе первых был Владимир Михайлович Лазаревскийуправлявший городским хозяйством в течение 12 лет. При нем была сформирована комиссия, которая начала подготовку строительства Храма Святого Владимира.

Не менее известна астраханцам фамилия Ивана Николаевича Плотникова, при котором состоялась закладка и было завершено строительство храма святого Владимира. Будучи человеком состоятельным, Иван Николаевич построил для горожан зимний театр и стал одним из известных меценатов города.        

В 1891 г во главе Городской Думы встал Алексей Николаевич Бекунов, владелец Товарищества пивоваренных заводов. Своей задачей новый Городской голова видел увеличение доходов городской казны и решение вопроса о снабжении населения продовольствием. Энергично взявшись за дело, А.Н.Бекунов вносит в Думу проект о введении 1 % сбора со всех товаров, ввозимых в Астрахань, и введении дополнительных налогов на содержание лошадей и другое движимое и недвижимое имущество. Эти меры способствовали росту доходов города, а значит давали возможность приводить в порядок городские здания, выделять средства на больницы, богадельни, учебные заведения. При А.Н.Бекунове был открыт ночлежный дом, установилась твердая такса на хлеб.

Примечательна личность Петра Самсоновича Кравченко. П.С.Кравченко получил хорошее образование в Петровской сельскохозяйственной Академии и уже в молодые годы стал членом народовольческого кружка. Возможно, что его политические пристрастия сыграли немалую роль в демократизации городского самоуправления и в решении социальных проблем.

В разные годы должность Городского головы занимали:

Ключарев А.К. (1870-1878), Репин А.А. (1879-1886), Лазаревский В.М. (1886-1891), Бекунов А.Н. (1891-1892), Часовников М.П. (1892-1893), Плотников И.Н. (1893), Беззубиков И.В. (1905-1907), Козлов С.И. (1908-1909), Плотников И.Н. (1910), Кравченко П.С. (1914).

Изменения, происшедшие в России в 1917 г., коснулись и системы городского управления.

Астраханская городская Дума выступала инициатором создания губернских органов власти переходного периода. По инициативе городской Думы состоялось учреждение Временного губернского комитета (март 1917) и Комитета Народной власти (ноябрь 1917).

После Октябрьской революции началась коренная перестройка всего государственного механизма и органов местного самоуправления. В 1925 г. постановлением ВЦИК РСФСР было принято "Положение о городских Советах”, которые просуществовали с небольшими изменениями вплоть до реформ девяностых годов.

Председателями Астраханского городского исполнительного комитета совета депутатов трудящихся были: Пузанов Н.И. (1939-1941), Виноградов А.М. (1942-1945), Макеев (1945-1947), Лебедков Г.Д. (1947-1948), Пузанов Н.И. (1948-1953), Скляров М.Ф. (1953-1955), Сережников В.К. (1955-1956), Ецкий Л.П. (1957-1962), Хозяинов В.И. (1962-1967), Сидоров Д.А. (1967-1970), Решетников В.П. (1971-1982), Воронин В.П. (1982-1985), Леонов А.А. (1985-1989), Черныш А.Я. (1989-1991).В 1990-х годах началось реформирование органов местного самоуправления. В декабре 1991 года в связи со структурной реорганизацией исполнительных органов городского Совета народных депутатов были прекращены их полномочия и Главой администрации города Астрахани Указом Президента РСФСР был назначен Виктор Романович Щербаков  (1991-1996).

Проводимые в стране преобразования дали возможность полнее учитывать местную специфику и расширить полномочия городских органов управления. Важную роль в становлении и развитии городского управления сыграл Закон СССР “Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства” и Закон РСФСР “О местном самоуправлении”.

В январе 1996 года вступил в действие Устав города Астрахани, на основе которого 8 декабря 1996 г. состоялись первые всенародные выборы мэра города. Им стал Игорь Александрович Безрукавников. 3 декабря 2000 года он повторно избирается на этот пост.

Перестроечные года привели к ухудшению ситуации в Астрахани по многим социально-экономическим показателям. И к началу работы Игоря Александровича и его команды сложилась непростая ситуация. Но при проведении намеченных социальных и экономических мероприятий к 2004 году был обеспечен стабильные рост многих отраслей хозяйства города.
Большое внимание Игорь Александрович уделял развитию сотрудничества Астрахани с другими городами, и не только в России, но и за рубежом. Опыт руководителя позволил ему представлять город в различных российских и международных организациях. Среди них вице-президентство в Международной Ассамблее столиц и крупных городов Союза Независимых Государств, пост председателя комитета по устойчивому развитию палаты местных властей Конгресса местных и региональных властей Европы, членство в Совете по вопросам местного самоуправления при Правительстве РФ, в рабочей группы по анализу проектов федеральных законов Комиссии при Президенте РФ и во Всемирном Совете организации от Евроазиатского региона.          

Администрацией города налажено тесное сотрудничество по линии ряда международных проектов программы «Tacis» Европейского Союза «Социальные последствия экономических преобразований и приватизации в Российской Федерации», проводимого совместно с Министерством экономики Российской Федерации, и «Развитие местной демократии и самоуправления в России».
Под его руководством, несмотря на общие трудности, в Астрахани достигнуты положительные результаты во всех основных сферах жизни города. Велись работы по обновлению внешнего облика центральной части города. Проводилась целенаправленная политика осуществления программ нового капитального строительства, развития социальной инфраструктуры и архитектурно-художественного оформления города.
Сохранение традиций и обычаев народов, проживающих в многонациональном городе Астрахани, - было еще одним приоритетным направлением деятельности Безрукавникова. Постоянное внимание и финансовая помощь оказывались обществам национальных культур, при активном и непосредственном участии Игоря Александровича было осуществлено строительство Духосошественного храма. Безрукавников стал председателем муниципального фонда содействия реставрации памятника истории и культуры «Белая мечеть».
Особой заботой были окружены одаренные дети: учреждены стипендии мэра города, в отдаленных районах города открылись филиалы детских музыкальных и художественных школ, дети направлялись на всероссийские и международные конкурсы, выставки, мастер-классы.

5 декабря 2004 года в городе Астрахани в соответствии с новым Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и Уставом муниципального образования "Город Астрахань" состоялись очередные выборы в органы местного самоуправления. Мэром города - главой администрации города Астрахани был избран Сергей Анатольевич Боженов.

4 марта 2012 года в городе Астрахани  состоялись очередные выборы в органы местного самоуправления. Мэром города - главой администрации города Астрахани был избран Столяров Михаил Николаевич.